Еще про кабели! Тайны, скрытые в кабеле Из чего следует исходить при выборе кабеля, этой немаловажной составной части звукового тракта, чтобы не ухудшить высокое качество аппарата, за который мы заплатили немалую сумму? За неполные полтора десятка лет не только кардинально изменился подход к конструированию кабелей (межблочных и для акустики), но и появился новый тип - оптические кабели. Параллельно с этим выяснилось, что не вредно и питающие (силовые) кабели делать с учётом специальных требований высококачественного звучания. А уж если мы заменили питающие кабели у всей аудиосистемы, то как быть с проводами, идущими внутри стен к счётчику?.. Кажется, этому не будет конца. Тем не менее, поговорим о наиболее доступном и понятном - кабелях межблочных и акустических. Главное различие между ними - в уровне проводимого сигнала. Межблочный кабель работает с миллиамперами, акустический - с единицами и даже десятками ампер тока. Исходя из этого и конструкции их сильно различаются. Укажем четыре основных фактора, которыми руководствуются при разработке кабелей. Материал проводника Проводником в кабеле, как правило, являются различные металлы. И хотя фирма Van den Hul в одной из последних разработок, межблочном кабеле First, применила угольное волокно, это скорее исключение из правил. В абсолютном большинстве кабелей в качестве проводника используют всего два металла - медь и серебро. Сами собой угасли споры о важности чистоты этих металлов. В 1984 году Hitachi выпустила на рынок бытовой звукотехники межблочный SAX-102, который проявил больше детальности и прозрачности в звучании систем, чем существовавшие в то время обычные конструкции. Как было объявлено звуковому миру, проводники были изготовлены из бескислородной меди (OFC - Oxygen Free Copper). Дело в том, что присутствие кислорода в меди приводит к образованию включений, имеющих вентильный эффект (подобно включению диода на пути переменного тока). Электрические сигналы низкого уровня испытывают сильнейшие искажения в таком загрязнённом окислами проводнике. Появление LC-OFC (Linear Crystal Oxygen Free Copper - бескислородная медь с длиннокристаллической структурой) уменьшило проблему "электрических барьеров" между кристаллами. Слабая связь между ними создавала плохо проводящие промежутки, хотя и на атомарном уровне. Уменьшение числа этих "барьеров" с 400 до 70 на фут длины проводника (30.48 см), по сравнению с OFHC (Oxygen Free High Conductivity - бескислородная высокопроводящая медь), существенно улучшило звучание аудиосистем. PC-OCC (Pure Copper Ohno Continuous Casting - процесс непрерывной вытяжки меди из расплава) по имени изобретателя - японского профессора Ohno. Считалось, что проволока, полученная при такой технологии, имеет максимально длинные кристаллы, то есть длина одного кристалла может достигать десятков метров! Эта технология применяется в основном японскими производителями – Audio Technika, Furukawa, Sony. Форма проводника В последнее время получила распространение идея использовать в кабеле цельный проводник. При этом диаметр жилы не превышает, как правило, 0.8 мм. Такое ограничение имеет целью уменьшение скин-эффекта. Он проявляется в изменении плотности тока по внутреннему сечению жилы. Происходит как бы выдавливание тока на поверхность проводника с ростом частоты. На высокой звуковой частоте (порядка 20 кГц) плотность тока в центре проводника диаметром 1 мм уменьшится на 60%. В результате с изменением частоты сигнала изменяется эффективное сечение проводника, а стало быть, его сопротивление. Таким образом, для ВЧ и НЧ составляющих сигнала проводник будет иметь разное сопротивление. На слух будет не хватать деталей, звучание будет притуплённое, не открытое, сцена - плоская. Audio Quest оригинально решил эту проблему, использовав в кабеле оголённые целиковые проводники, не соприкасающиеся друг с другом. Диаметр одного проводника не более 0.8 мм. Чтобы уменьшить омическое сопротивление в акустических кабелях, необходимо лишь увеличить число жил. Фирма Tara Labs применяет плоские медные ленты, обосновывая свой выбор тем, что в плоском проводнике скин-эффект практически отсутствует. Фирма Madrigal для акустических кабелей применяет ленту шириной в полтора дюйма (примерно 37 мм), так что кабель из двух таких лент имеет ширину более 80 мм! Геометрия кабеля Этим понятием определяется взаимное расположение проводников в кабеле. И здесь уместно отдельно выделить эффекты в акустических и межблочных кабелях. Ток в несколько ампер в акустическом кабеле создаёт сильное магнитное поле. Это поле присутствует вокруг каждой жилы, так что каждый отдельный проводник динамически взаимодействует с лежащим рядом. Более мощные низкочастотные магнитные поля действуют на высокочастотные, модулируя, то есть изменяя их форму. При этом проводники на микроскопическом уровне притягиваются и отталкиваются. Контактное давление и порождаемые им контактные искажения также модулируются проходящим сигналом. Даже если мы сможем обеспечить абсолютную механическую жёсткость в многожильном кабеле, взаимодействие магнитных полей по-прежнему останется источником искажений, так как большая часть энергии, распространяющейся по кабелю, переносится как электромагнитное поле. Приемлемый выход - разнести жилы подальше, что и сделал в своё время D.Morecroft. У его кабеля целиковые жилы диаметром 0.4 мм разнесены на расстояние один дюйм (25.4 мм). Изящно решила проблему магнитных взаимодействий Audio Quest. Целиковые проводники в их акустических кабелях завиты вокруг пластикового стержня, при этом не пересекаясь, не создавая контактных потерь. Каждая жила одета в изоляцию из полиэтилена, полипропилена или фторопласта, в зависимости от модели. Двойная толщина изоляции между проводниками также уменьшает магнитные взаимодействия. Конструкция названа фирмой Hyperlitz. Однако фирма Audio Research в своём кабеле Litzline просто применила литцендрат - пучок плотно свитых тонких изолированных жил, полагая, что толщина изоляции каждого проводника достаточна для резкого уменьшения магнитного влияния. Для межблочных кабелей проблема модуляции не стоит так остро в силу малых токов, однако слаботочным сигналам немного и надо. Audio Quest применила геометрию Hyperlitz также и в межблочных кабелях. Весьма авторитетная Tara Labs применила ленточные проводники, завитые вокруг пластикового стержня в одну сторону по часовой стрелке. Магнитное влияние проводников при этом сведено к минимуму. А вот XLO Electric в кабеле Type 4 поступила следующим образом: прямой и обратный проводники представляют собой ленту, набранную из шести изолированных проводов. Одна лента навита на пластиковую трубку по часовой стрелке, другая - против часовой, пересекаются ленты под углом 90 град. Такая геометрия позволила резко уменьшить индуктивность и ёмкость кабеля, свела взаимодействие между прямым и обратным проводом к минимуму. Надо отметить, что до сих пор наиболее распространённой конструкцией остаётся коаксиальная и витая пара. Какой бы ни была форма проводников, в результате они будут свиты между собой (витая пара), либо расположены один в другом (коаксиальный кабель). Все остальные конструкции представляют собой более или менее удачные вариации. Материал изолятора Исторически в качестве изолирующего материала применялись промасленная или вощёная бумага, шёлк, резина. Воздушный диэлектрик по своим качествам является лучшим. Быть может, только в высоковольтной технике ему находят лучшую замену. В звукотехнике в последнее время появились новые материалы, удачно сочетающие электрические свойства с механическими: синтетические каучуки и силиконовые резины, многочисленные ПХВ материалы, полипропилены, литые, вспененные и ленточные полиэтилены, фторопласты. В недорогих, среднего качества кабелях применяют ПХВ. Материал диэлектрика имеет важное значение в межблочных и акустических кабелях. Любой диэлектрик в большей или меньшей степени поглощает и отражает энергию электромагнитного поля. Хорошо, если будет только поглощение - такие потери не сложно компенсировать. Но в том-то и дело, что материалы поглощают энергию в зависимости от частоты, и такая, частотнозависимая, компенсация просто невозможна! Лучше применить материалы, практически нейтрально ведущие себя вплоть до радиочастот (скажем, до частоты в несколько МГц). Но ведь диэлектрики ещё и отражают энергию! Если при этом возникает задержка по времени между поглощением и отдачей энергии обратно, то такой диэлектрик способен просто уничтожить звук! Возвращённая с задержкой энергия непредсказуемым образом взаимодействует с полем проводника в данный момент, внося серьёзные искажения. Идеальный проводник не должен иметь никакой другой изоляции, кроме вакуума. Применяемый диэлектрик должен быть электрически невидим, то есть не вносить в поле проводника никаких изменений. Кроме уже перечисленных материалов, в последнее время применяются совершенно экзотические. Monster Cable для изоляции проводников применил искусственное волокно с большим содержанием воздуха, назвав его MicroFiber. Фирма Deltec применила Gortex - сложного плетения волокно, образующее нечто вроде трубки, наполненной воздухом. Van den Hul впервые применила вспененный фторопласт, специально разработанный для этой цели фирмой Du Pont. Можно с уверенностью утверждать, что применение дорогих и сложных материалов оправдано одной целью - уменьшением электрической ёмкости между прямым и обратным проводом, либо между проводником и экраном. Параметр ёмкости наиболее важен в межблочных кабелях по двум причинам. При использовании длинного кабеля с высокой ёмкостью большинство источников сигнала (предусилители, CD-проигрыватели, тюнеры и др.) не способны "прокачать кабель”. Возможны значительные частотные искажения. Однако искажения не "сидят” в кабеле, а появляются при его использовании. Поэтому никогда не будет лишним использовать кабель с малой погонной ёмкостью. Примером здесь может служить кабель XLO Electric Reference Series с ёмкостью 35 пФ/м. Вторая причина в том, что большая ёмкость обусловливает сильное поле между прямым и обратным проводом (и экраном), вследствие чего большая энергия остаётся в диэлектрике, подобно конденсатору. Не имеет значения, какой диэлектрик применяется в каждом конкретном кабеле, важно, чтобы электрические характеристики его были совершенны. Какими параметрами руководствоваться при выборе кабеля? Какое же влияние оказывают кабели на качество воспроизведения, и чем необходимо руководствоваться при их выборе? К сожалению, на этот вопрос очень трудно дать ясный ответ. Влияние кабелей невозможно однозначно определить по их техническим характеристикам. Оно зависит от того, где и как данный кабель используется. Необходимо учитывать характеристики усилителя, источника сигнала и системы громкоговорителей. По этой причине, например, существует весьма серьёзная разница между конструкцией кабелей, предназначенных для подключения источника слабого сигнала ко входу усилителя, и кабелей, предназначенных для подключения акустических систем к выходу усилителя. Свойство кабеля можно с известной долей прощения охарактеризовать его сопротивлением, индуктивностью и ёмкостью. Эти три параметра оказывают существенное влияние на передачу сигнала по кабелю таким образом, что с их увеличением, в зависимости от свойств подключенных устройств, потери в кабеле могут возрасти. В кабеле, соединяющем источник сигнала со входом усилителя, наибольшую роль играет ёмкость, на втором месте – индуктивность, а на последнем – сопротивление. В кабеле, соединяющем выход усилителя с громкоговорителем, наибольшее влияние оказывает сопротивление, затем - индуктивность, и лишь на третьем месте находится, за редким исключением, ёмкость. Их влияние, как правило, возрастает с ростом частоты. Все эти величины прямо пропорциональны длине кабеля, поэтому рекомендуется пользоваться кабелями минимальной длины. Разница между "входным" и "выходным" кабелями, кроме того, определяется тем, что входной кабель играет роль предохранителя этой части тракта от проникновения нежелательных паразитных сигналов. По этой причине входные кабели выполняются экранированными. Ёмкость Вообще говоря, ёмкость кабеля обратно пропорциональна толщине изоляции или расстоянию между его проводниками. Она прямо пропорциональна сечению жил неэкранированного кабеля или сечению центральной жилы экранированного кабеля. Ёмкость весьма существенно зависит от материала изоляции кабеля. Она минимальна у кабелей с полиэтиленовой изоляцией и максимальна у кабелей из PVC (поливинилхлорида). Наиболее критична ёмкость кабеля, соединяющего звукосниматель с подвижным магнитом с входом усилителя. У звукоснимателя с подвижной катушкой (например, большинство типов Ortofon) этим влиянием можно пренебречь. У аналоговых кассетных магнитофонов, проигрывателей компакт-дисков и тюнеров влияние ёмкости зависит от конструкции аппарата. Как правило, оно тем меньше, чем выше качество аппарата. Сопротивление Сопротивление кабеля обратно пропорционально площади сечения используемых проводников и удельной проводимости материала, из которого эти проводники изготовлены. Лучше всего электричество проводит серебро, электропроводность меди на 9% ниже. У входных кабелей сопротивление играет в целом незначительную роль, поэтому на качество этих кабелей серебрение проводников не оказывает существенного влияния, не говоря уже об изготовлении проводников из чистого серебра (в принципе, этот вопрос довольно спорный). Индуктивность Индуктивность возрастает при увеличении толщины изоляции (т.е. расстояния между проводниками) и снижается при увеличении сечения проводника. Так же, как и ёмкость, величина индуктивности зависит от пространственного расположения проводников. Малой индуктивностью обладают коаксиальные кабели, а также кабели, состоящие из большого количества взаимно изолированных и переплетённых жил, обладающих, однако, большой собственной ёмкостью. Таким образом, конструкция кабеля является некоторым компромиссом между требованиями, предъявляемыми к индуктивности и сопротивлению, с одной стороны, и ёмкости, с другой стороны. У входных кабелей этот компромисс решается в пользу ёмкости. Межблочные кабели Итак, как мы уже отметили, входные кабели кроме высококачественной изоляции и экранирования должны обладать минимальной ёмкостью, а значит и минимальной длиной. Большая ёмкость не будет играть заметной роли лишь в том случае, когда источники сигнала обладают достаточно малым выходным сопротивлением, составляющим не более нескольких кОм. В связи с тем, что большинство фирм-изготовителей намеренно увеличивает выходное сопротивление, вплоть до нескольких десятков кОм, в целях предотвращения самовозбуждения или перегрузки усилительных каскадов, подключение кабеля, обладающего ёмкостью в несколько сотен или даже тысячу и более пикофарад (такую ёмкость могут иметь даже дорогие кабели), может стать причиной того, что чувствительный слух заметит некоторое снижение усиления на высоких частотах. Следует, впрочем, заметить, что это не всегда является недостатком, поскольку некоторые слушатели могут воспринять это как определённое смягчение или даже "оживление” несколько холодного и резкого цифрового звучания. Рекомендуется пользоваться, по возможности, наиболее коротким кабелем с ёмкостью, не превышающей 100-150 пикофарад на 1 метр длины кабеля. Электрическое сопротивление кабеля в данном случае никакой роли не играет. Следует обратить внимание на то, чтобы наконечники кабелей имели, по возможности, покрытие из того же металла, что и розетки источника сигнала и усилителя, например цинк + цинк или золото + золото. Места контактов разных металлов при повышенной влажности могут стать источниками паразитных шумов. Достаточно большое входное сопротивление усилителя и другие факторы чаще всего не оказывают никакого влияния или же их влиянием можно пренебречь. Акустические кабели Теперь попытаемся более подробно разобраться с выходными кабелями. Влияние выходных кабелей (от усилителя к громкоговорителю) определяется в первом приближении соотношением между полным сопротивлением кабеля и полным сопротивлением акустической системы. Полное сопротивление зависит от частоты. Таким образом, от частоты зависит влияние кабеля на качество воспроизведения. Это означает, что в результате влияния кабеля изменяется суммарная частотная характеристика устройства, со всеми вытекающими отсюда последствиями. На высоких частотах к влиянию активного сопротивления добавляется влияние индуктивности кабеля. При этом сопротивление может возрастать из-за так называемого поверхностного эффекта (skin effect) с одновременным снижением влияния индуктивности. Чтобы подобрать кабель по сопротивлению, можно воспользоваться следующими приблизительными оценками. 1. Сопротивление прямо пропорционально длине кабеля, обратно пропорционально его сечению и не должно превышать 2% полного сопротивления системы громкоговорителей. Из этого вытекает простое правило для определения максимальной длины кабеля. Она не должна превышать половины произведения минимального полного сопротивления системы громкоговорителей на сечение кабеля, измеренное в кв. мм. Внимание! Полное сопротивление системы громкоговорителей не совпадает с номинальной величиной. 2. Электрическое сопротивление, которое, с учётом наиболее часто встречающейся длины кабелей от 4 до 6 метров, должно быть хотя бы приблизительно сравнимо с выходным полным сопротивлением усилителя. Это сопротивление можно определить путём деления полного сопротивления громкоговорителя, которое составляет, например 4 Ом, на коэффициент демпфирования, который у Hi-Fi усилителей имеет величину около 150. Частное от деления, составляющее около 0,027 Ом, приблизительно соответствует полному сопротивлению наиболее часто встречающихся кабелей с сечением жил 2х2.5 кв. мм, то есть с диаметром жил около 2 мм. Этим обеспечивается достаточное демпфирование низкочастотного громкоговорителя, при условии, что на пути сигнала не находится пассивный разделительный фильтр, оснащённый экономичным дросселем, который обладает сравнительно большим сопротивлением. Это сопротивление в акустических системах некоторых известных фирм может достигать величины до 1/10 её номинального полного сопротивления, т.е., например 0,4 Ом. Из сказанного становится ясно, что не имеет никакого смысла вкладывать средства в приобретение специальных кабелей, обладающих малым сопротивлением. Различие между отдельными типами кабелей, имеющих одно и то же сечение, заключается, прежде всего, в их индуктивности. Индуктивность кабеля тем больше, чем дальше удалены друг от друга обе его жилы. Кабели с толстой изоляцией, имеющие малую ёмкость, обладают, как правило, индуктивностью, составляющей около 3 мкГн на 1 погонный метр. При часто применяющихся кабелях длиной от 8 до 10 м, полном сопротивлении громкоговорителей 4 Ом (ещё лучше при 8 Ом) и при использовании высококачественного усилителя эта индуктивность, несмотря на бытующие утверждения, практически себя не проявляет в акустическом диапазоне частот. Однако при использовании усилителей, в которых предусмотрена защита от самовозбуждения при работе на ёмкостную нагрузку, путём включения на выходе последовательной индуктивности величиной от 1 до 20 мкГн, индуктивность кабеля складывается с этой индуктивностью и может стать причиной определённого спада АЧХ усилителя на частотах выше 20 кГц. В том случае если чувствительный слух заметит эту разницу, индуктивность используемого плоского кабеля можно несколько уменьшить. Практически этого можно достичь, если сложить кабель по его длине и оба провода крепко привязать друг к другу верёвкой. Кроме того, высококачественные усилители защищены на выходе против высокочастотной генерации, которая может быть вызвана индуктивностью кабелей или громкоговорителей при помощи так называемой цепочки Boucherot'a, состоящей из ёмкости и сопротивления. Ёмкость кабеля тем больше, чем толще обе его жилы и чем ближе они расположены одна от другой. При часто применяющихся кабелях длиной от 8 до 10 м ёмкость некоторых из них, как правило, низкоиндуктивных толстых или скрученных кабелей, может достигать величины от нескольких сотен до нескольких тысяч пикофарад. Хотя авторы различных статей, посвященных кабелям, совершенно правильно указывают, что ёмкость кабеля не оказывает существенного влияния на частотную характеристику, тем не менее, большинство из них не осознаёт тот факт, что при использовании усилителей с несколько меньшей величиной последовательной индуктивности даже такая маленькая ёмкость при подаче импульсного сигнала способна вызвать выброс на импульсной характеристике. Цифровые кабели Кроме аналоговых кабелей, в аудиоаппаратуре применяются также цифровые. Все производители бытовой цифровой аудиоэлектроники используют формат S/PDIF для передачи аудиосигнала в "цифре". Сигнал в формате S/PDIF может приниматься и передаваться с помощью четырёх основных типов разъёмов и кабелей. По принципу передачи сигнала их можно разделить на электрические и оптические. Ещё раз подчеркнём, что в любом случае будет передаваться один и тот же S/PDIF-сигнал, только разными способами. Коаксиальный - электрический. Он используется во всех CD-транспортах и в большинстве наиболее качественных CD-плейеров, а также в другой цифровой бытовой аппаратуре (DAT, DCC). В основном снабжён RCA-штекерами, но в нём могут применяться и BNC-разъёмы, считающиеся более механически надёжными. TosLink - оптический. Недорогой оптический переходник в основном устанавливается в аппаратуру для массового рынка. Разработала его фирма Toshiba (отсюда и первые три буквы в названии). Для производителей этот тип переходника привлекателен прежде всего тем, что при сравнимом "качестве передачи" сигнала он существенно дешевле, чем коаксиальный. Как "проводник" в нём используется световод, изготовленный из пластика, а пластик, как известно, дешевле высококачественной меди. Правда, на стоимости готовых изделий это никак не отражается. Потребитель может успокоить себя тем, что этот тип соединителя, по крайней мере, свободен от РЧ-излучений, как внешних, к которым он, понятно, нечувствителен, так и собственных, которые присущи коаксиальным кабелям и могут наводиться на другие компоненты аудиосистемы. ST - оптический. Тип оптического переходника, наиболее популярного среди "хайфайщиков". Вместо пластика в нём используется стекловолокно, что обеспечивает более точную передачу цифрового сигнала. "Байонетные" разъёмы, обязательные к применению с этим типом переходника, как известно, считаются максимально механически надёжными. AES/EBU - электрический. Переходник, встречающийся только в High-End и в профессиональной аппаратуре. В нём используется так называемый "балансный" способ передачи цифрового сигнала. В этом случае последний идёт по трём проводникам - один работает в качестве "нулевого", а два других передают, соответственно, прямой и инвертированный цифровые сигналы. Преимущества "балансного" (дифференциального) способа связи аппаратуры общеизвестны. Добавим только, что дополнительным "бонусом" в данном случае является то, что полная амплитуда AES/EBU-сигнала составляет около 5 В, в то время как обычного S/PDIF - только 0.5 В. Качество кабеля-соединителя существенно влияет на точность передачи цифрового сигнала, а значит - и на качество звуковоспроизведения CD-плейера. Под "качеством" кабеля понимают его широкополосность, т.е. его способность передавать ВЧ-сигналы без существенного ослабления и искажения их формы (чем более высокие частоты способен передавать кабель, тем лучше). Наименее качественным считается TosLink-кабель, у которого как световод используется пластик. Его полоса пропускания, как правило, ограничена 10 МГц. Далее идут ST-оптические, их полоса лежит в пределах 40-120 МГц. Наиболее качественными (потенциально) считаются электрические - их полоса простирается до 350 МГц, хотя здесь всё зависит от используемого проводника. Выбирая между оптическим и электрическим соединителями, необходимо учитывать тот факт, что оптические обеспечивают гальваническую развязку между CD-транспортом и конвертором, а это в некоторых случаях может оказаться немаловажным. Если ваша аппаратура содержит оба этих типа разъёмов, сравните звучание, получаемое при использовании каждого из них, прежде чем окончательно остановиться на каком-то одном. В заключение дадим некоторые практические рекомендации: Подобно всем компонентам аудиосистемы, кабель имеет начальный период приработки - более двух недель. Это время уходит на стабилизацию поведения изолирующего материала и самого проводника. Так что делать окончательные выводы о качестве звучания кабеля следует лишь спустя некоторое время. Все кабели - от кабеля питания до чистейших серебряных кабелей имеют направление. Если у вас на кабеле не указано направление, выберите его сами, прослушав оба варианта. Не забывайте мыть контакты! Любая поверхность контакта загрязняется на воздухе. Необходимо тщательно промывать все разъёмы кабелей и гнёзда в аппаратуре хотя бы раз в месяц при каждой перекоммутации. На рынке аксессуаров имеется большой выбор жидкостей по уходу за контактами. Если подобного средства нет под рукой, используйте спирт. В некоторых случаях на качество воспроизведения в гораздо большей мере, чем свойства кабелей, влияет качество клемм, соединителей и т.п. Их переходное сопротивление значительно увеличивается из-за наличия сульфидов и окислов, плохо затянутых контактов и т.п. Позолоченные соединители и клеммы вовсе не являются предметом роскоши, как это может показаться. Их исполнение в виде массивной конструкции также способствует повышению качества соединений. На всё это необходимо обращать внимание уже при покупке аппаратуры, хотя наличие высококачественных соединителей и клемм, разумеется, не может гарантировать высокое качество того, что находится внутри аппарата. Еще раз подчеркнём: кабели являются полноценной частью аудиосистемы, подобно проигрывателю, усилителю, акустической системе, – и заслуживают не меньшего внимания при выборе. Любые приводимые свойства кабелей имеет смысл рассматривать лишь в комплексе с источником и приёмником сигнала, поскольку именно эти три составные части представляют собой единую электрическую схему. Именно эти три звена в комплексе взаимодействуют в соответствии с законами физики. Их реакция оказывает существенное влияние на качество воспроизведения звука. Причина ясна: некоторые источники звука, кабели, усилители и громкоговорители просто-напросто не подходят друг к другу, хотя в другой комбинации их взаимодействие даёт вполне удовлетворительные результаты. При планировании затрат на приобретение аппаратуры следует учесть, что стоимость соединительных кабелей должна составлять 5-15% стоимости системы. www.avcomfort.ru
|