Приключения DVD в России АВТОР: АЛЕНА КУХАРЕВА ОПУБЛИКОВАНО В ЖУРНАЛЕ "КОМПЬЮТЕРРА" №9 ОТ 11 МАРТА 2002 ГОДА Меня снабдили ценными указаниями и попросили быть осторожной. Смешно: кому помешает женщина, даже с диктофоном в сумочке, когда на арене бойцы другой весовой категории, чей азарт превосходит самые оптимистичные посылы репортера? С другой стороны, предостережения уместны: рынок новый, правила игры еще не сложились, всякое может случиться… Итак, речь пойдет о DVD и о том, какие метаморфозы претерпевает эта технологическая новинка, окунувшись в наши российские реалии. Броня крепка… В конце 1995 года, после длительного противостояния различных форматов цифровой записи и хранения информации на компакт-диске DVD-консорциум (ныне - DVD Forum), в который вошли десять мировых лидеров в области видеотехнологий, утвердил в качестве стандарта формат DVD. Разработанный при непосредственном участии голливудских студий, он идеально удовлетворял требованиям индустрии домашнего видео и открывал ей новые технические и коммерческие возможности. Спецификация DVD-диска (внешне не отличающегося от CD) включала: более двух часов высококачественного MPEG2-видео с многоканальным «объемным» звуком; до восьми языков звукового сопровождения; субтитры на 32 языках; интерактивное разветвленное меню с произвольным доступом к различным главам и вариантам отображения; возможность задания и пользовательского выбора до девяти углов зрения (camera angles) на показываемый объект; цифровую и аналоговую защиту от копирования. С 1997 года, когда продажи DVD-дисков начались по всей Америке (в Европе - годом позже), популярность DVD стала расти в геометрической прогрессии. Так, по данным компании Ernst & Young, за первый квартал прошлого года было продано около 70 миллионов DVD-дисков с записями музыки и фильмов, а с момента принятия формата - более 380 миллионов (объем продаж DVD-плейеров составил соответственно 2,4 и 16,5 млн. штук). Причем западная киноиндустрия устроилась весьма неплохо: с одного и того же фильма она снимает сливки трижды, пуская его с интервалом в 3-6 месяцев в кинопрокат, видеопрокат и тиражируя на дисках. Естественно, при таком положении дел киноиздатели не могли не озаботиться защитой дисков от копирования, а для надежности вооружились двумя способами: аналоговым (Analogue Protection System фирмы Macrovision) и цифровым (Content Scrambling System). Зонирование Однако средствами защиты диска от копирования дело не ограничилось. Как уже было сказано, новые фильмы сперва идут в кинотеатрах и лишь несколько месяцев спустя выпускаются на дисках. Но поскольку в разных регионах это происходит в разное время: допустим, в Штатах премьера прошла, и на рынке появились видеокопии, а в Европе прокат только начинается, - то и доход от показа фильма в европейских странах существенно ниже, поскольку рынок уже наводнен видеодисками. Чтобы этого не допустить и в каждом регионе получать максимальную прибыль, было придумано так называемое зональное кодирование. Весь мир условно поделили на шесть зон (1-я зона - Северная Америка, 2-я - Европа с Японией; Россия, Африка и прочие территории, где надзор за соблюдением копирайта поставлен из рук вон плохо, попали в 5-ю зону) и каждой из них присвоили соответствующий код. Причем кодируются и диски, и проигрыватели. Только при совпадении кодов проигрыватель может воспроизводить установленный в него диск. Так медиаиндустрия попыталась взять ситуацию под контроль. «Слом» цифровой защиты CSS, преследование взломщиков со стороны Американской ассоциации производителей кинофильмов (MPAA), громкий судебный процесс над норвежцем Йоном Йохансеном, написавшим код взлома DeCSS… Произошедшие далее события опять возвращают нас к теме противоречий DMCA, сути понятия цифровой интеллектуальной собственности и проблем Автора, Посредника и Потребителя в сложившейся ситуации, поскольку второй, прикрываясь первым, постоянно твердит о так называемой «недополученной» прибыли, а последний наблюдает явные ограничения его прав. Скорее, эта ситуация из серии неразрешенных общественных противоречий, одно из которых стало причиной судебного разбирательства в отношении Дмитрия Склярова и компании «Элкомсофт». «Отторжение» зонального кодирования имеет несколько иные мотивы. Во-первых, для ряда фирм, изготавливающих продукты экстра-класса, региональное кодирование невыгодно ни с какой стороны. Зачастую они официально выпускают мультизонные проигрыватели. В России покупателей Hi-Fi DVD-аппаратуры - единицы, так же как и салонов, торгующих ею. Некоторые производители продукции массового спроса тоже не считают третьи страны перспективным рынком и чаще ограничиваются выпуском аппаратов либо 1-й и 2-й зон, либо мультизонных. Модели Toshiba SD210, Panasonic RV20, Pioneer 535, Pioneer 636, Pioneer 340, Goldstar 3351, Goldstar 3200, Samsung 511, Samsung 811, JVC 521 - это официальные мультизонные плейеры. Вторая причина непопулярности зонирования - скромный выбор фильмов на DVD в «непервых» зонах, а в некоторых случаях и высокая цена на такие диски (иногда на 20% выше, чем у диска 1-й зоны). Яркий пример: в мае 2001 года Австралия на государственном уровне заявила о незаконности системы зон, используемой в проигрывателях DVD. Австралийская Комиссия защиты конкуренции и прав потребителей полагает, что эта система мешает развитию местного рынка DVD. А вот что пишет о региональном кодировании газета «London’s Daily Telegraph»: «Эта практика позволяет продавать один и тот же диск в разных странах по разной цене. Сеть британских супермаркетов Tesco стала продавать мультизонные плейеры, чтобы обойти существующий контроль цен». В-третьих… Цитирую слова одного торговца видеотехникой: «Суперкассовые фильмы вроде «Матрицы», «Гладиатора», «Патриота» сначала привозятся в Россию на дисках 1-й зоны, здесь к ним быстро делают перевод на мини-диске (с известным «носовым» голосом). И они моментально расходятся, тем более что многим русская дорожка не нужна - они знают английский язык. На свежий фильм люди готовы потратить больше, чем на попавший в страну официально, с кодом 5-й зоны, но сильно запоздавший». DVD-приводы По данным одного из Интернет-опросов, без малого половина респондентов (49%) смотрит фильмы только на компьютерах с DVD-приводом. Связано это с тем, что компьютеровладельцам для просмотра фильмов требуется помимо акустической системы только DVD-привод, который гораздо дешевле плейера и не нуждается в ресивере (устройство, которое преобразует цифровой звуковой сигнал в линейный аналоговый, усиливает и распределяет его по звуковым каналам). Цена привода DVD-ROM постепенно приближается к цене привода CD-ROM и составляет в среднем 60-80 долларов. Кроме того, DVD-приводы совместимы с CD, что еще больше способствует распространению стандарта DVD. Среди фирм, выпускающих DVD-приводы, наряду с Hitachi, Pioneer, Panasonic, Sony, Toshiba и другими крупными производителями видеоэлектроники, есть и представители рынка компьютерных компонентов - ASUSTeK, Acer, Creative Labs. Впрочем, по некоторым данным, приводы собственной разработки делают только Sony, Hitachi и Toshiba, остальные же частично пользуются их технологиями, а то и вовсе ограничиваются изготовлением корпусов и наклеиванием фирменных ярлыков. Требование региональной защиты относится ко всем устройствам, воспроизводящим DVD-диски, в том числе и компьютерным DVD-приводам. Программные средства, позволяющие проигрывать видео, также должны поддерживать эту защиту. Устройство сравнивает прошитый в нем код с кодом диска и, если они совпадают, проигрывает диск. Чтобы добиться от привода способности играть диски любой зоны, меняют код у программного декодера, отвечающего за воспроизведение DVD-изображения. Для этого есть множество утилит (включая официальную DVD Genie), позволяющих настраивать скрытые параметры программных DVD-декодеров. В основе утилит могут лежать различные принципы, но цель у них одна: диск должен воспринимать декодер как «свой», одного с ним региона. К примеру, популярная DVD Region Killer перехватывает запросы программы-плейера к DVD-приводу и подменяет ответы привода. То есть, когда регионы привода и диска совпадают, а код плейера отличается (привод «принимает» диск, а плейер - нет), Killer заменяет ответ привода таким, который будет «принят» плейером. Впрочем, раскодирования декодера недостаточно. Необходимо также поменять firmware (программное обеспечение, которое зашивается в привод при изготовлении и управляет его работой) на аналогичное, но с отключенной процедурой проверки кода. Сделать это сложнее. Как «исправить» firmware Процесс «коррекции» firmware в общем случае аналогичен применяемому для любых других программ. Микропрограмма считывается из привода либо посредством специальной утилиты, либо программатором с извлечением микросхемы памяти. Полученный код реассемблируется, затем в нем нужно найти место, где осуществляется проверка совпадения зоны диска и привода. Найти соответствующий участок программы не слишком легко, но некоторые признаки могут помочь это сделать, например, определенная последовательность команд или обращения к некоторым адресам. Далее условие или команды проверки (обычно это XOR с последующим условным переходом по равенству результата нулю) изменяются таким образом, чтобы переход всегда осуществлялся в сторону ветви, продолжающей нормальное воспроизведение диска. Исправленная микропрограмма снова записывается во флэш-память контроллера привода с помощью соответствующих средств, либо пишется программа для PC, выполняющая за один раз операции считывания, исправления и обратной записи микропрограммы. Несмотря на внешнюю простоту, для такой работы требуются навыки работы с микроконтроллерами и специализированное программное обеспечение (эмуляторы, дизассемблеры, отладчики), к тому же не всегда можно легко найти документацию по устройству и системе команд примененного в приводе микроконтроллера. Описанный вариант не делает привод RPC1 приводом RPC21: на запросы устройство все равно отзывается как RPC1. Впрочем, с этой проверкой можно бороться уже программными средствами путем перехвата запросов от программы-плеера к приводу и подмены ответов, такую технологию реализует, например, программа DVD Region Killer. Еще один вариант — полная замена микропрограммы — применяется, когда устройство выпускается в модификациях как RPC1, так и RPC2. В данном случае обычно достаточно просто перезаписать микропрограмму RPC2 в устройство RPC1. [Сергей Леонов] Как правило, в руки потребителю попадает привод типа RPC2, позволяющий изменять код региона не более пяти раз, после чего эта процедура блокируется. Так устроены все современные приводы, соответствующие стандарту DVD, в котором оговорены эти ограничения. Приводы, выпускавшиеся ранее, не имели региональной защиты и назывались RPC1. Так же по аналогии стали называть и прошивки, удаляющие защиту с приводов RPC2 и превращающие их в RPC1. И хотя в Сети регулярно появляются RPC1-прошивки для различных моделей (такие списки, к примеру, ведутся на сайтах www.firmware.fr.st, www.ddigest.com), не факт, что вам удастся легко найти прошивку, соответствующую вашему приводу. Мало того, ее может не быть вовсе. В этом случае у вас два выхода: либо ждать появления таковой, либо купить модель, для которой прошивка уже написана. Третий вариант - поиск специалиста по изготовлению firmware для приводов, другими словами, программиста - исключен, поскольку его услуги могут обойтись в стоимость приличного автомобиля. Кстати, есть и другая сложность. Если вы начнете устанавливать не «тот» патч или что-то не заладится в процессе правильной прошивки, вы рискуете остаться с неработоспособным приводом. Впрочем, если «подойти к взлому творчески», можно найти нетривиальное решение в ситуации, когда к приводу нет ни прошивки RPC1, ни «сломанной» прошивки RPC2. Так, год назад один сотрудник «Компьютерры» задался целью сделать мультизонным привод малоизвестной компании QSI. Предположив, что QSI может использовать в своих изделиях «начинку» от какой-нибудь известной модели, он вскрыл привод и обнаружил, что большинство электронных схем изготовлено Hitachi. Рискуя испортить привод, наш Кулибин испробовал программы, предназначенные для взлома похожих моделей Hitachi. Одна из них сработала. С тех пор, как только в счетчике попыток смены зонального кода остается «0», он снова возвращается на «5». Пройдусь по Абрикосовой… Ситуация в России, связанная с рынком DVD, исполнена столь тайного смысла, что начинаешь предполагать самое разное. Узнать масштабы рынка, как и масштабы бизнеса отдельно взятой компании, почти нереально. Впрочем, это касается российской коммерции вообще, поскольку борьба «за неуплату налогов» продолжает быть актуальной. Закрытость информации об объемах официальных поставок DVD-аппаратуры в Россию не удивляет: рынок весьма скромный, и война за его доли происходит ежеминутно. На фоне отсутствия информации может возникнуть вопрос: а есть ли рынок вообще? «Данных о продаже аппаратуры получить невозможно, производители и продавцы по определенным причинам упорно скрывают точные цифры. Остается лишь догадываться», - говорит Роман Лебедев, генеральный директор ассоциации DVD Alliance Russia, учредившей журнал «Эра DVD». Но потом все же уточняет: «По некоторым сведениям, в Москве продается от 2000 до 4000 DVD-проигрывателей в месяц, включая региональные поставки». А заместитель директора торгового центра «М.Видео» Дмитрий Шацкий, не приводя конкретных цифр, сказал, что сегодня каждый четвертый покупатель видеотехники интересуется именно DVD. И добавил, что, на его взгляд, отечественный рынок DVD-аппаратуры за последнее время очень вырос. По словам продакт-менеджера аудио и видео российского представительства Samsung Владимира Дурбажева, ситуация с продажами DVD-проигрывателей начинает «потихоньку меняться». И все-таки: «DVD-проигрыватели берут не очень активно, потому что диски дороги, цены хоть и падают, но недостаточно быстро, прокат не развит… Но к DVD начинают присматриваться. У нас, например, сейчас бестселлером продаж стал «переходный» продукт - DVD-проигрыватель и VHS-магнитофон в одном корпусе». Что касается производства дисков в России, официальные показатели существенно отличаются от оценок масштабов этого рынка с учетом объемов пиратской продукции. По словам Сергея Кузнецова, заместителя директора единственного официально 1 действующего в России завода по производству дисков DVD Repli Master, на сегодня их линия выпускает до 150 тысяч дисков в месяц. По его же данным, объем пиратской DVD-продукции, изготавливающейся в России, превышает эту цифру в 2-2,5 раза. Понятно, что ни та, ни другая цифра не сравнится с 25 миллионами ежемесячных мировых продаж. Причина не только в скромных доходах среднего россиянина, но и в психологии покупателя: разница между ценой лицензионной кассеты и DVD-диска в России составляет не меньше $10-15, при стоимости диска около $20-30. А на Западе VHS стоит те же 30 долларов, что и DVD. Российский видеорынок состоялся в том числе и благодаря низким ценам на пиратские кассеты, из-за чего легальные производители были вынуждены подкорректировать свою ценовую политику. Не исключено, что подобная судьба ждет и DVD-диски. Пока же оценки экспертов не идут дальше ожиданий «плавного роста» DVD-рынка. Своя игра «Три года назад проблема мультизонности стояла в России очень остро. И даже год назад она была актуальной: люди специально заказывали западные фильмы на дисках 1-й зоны. Но постепенно острота проблемы стала исчезать. Ассортимент дисков для 5-й зоны постоянно расширяется. Если год назад он составлял примерно 500 фильмов, то в этом году уже 700-800. Сейчас мало кто покупает диски 1-й зоны. Продавцы начали убеждать покупателей, что способность плейера воспроизводить диски 1-й зоны уже не принципиальна», - говорит Игорь Финогеев, руководитель отдела маркетинга видео и DVD представительства Sony в России. Но прав он только отчасти. Действительно, уточняет другой источник, в нашей 5-й зоне вышло на сегодня около 700 фильмов. Отмечается даже скачок, произошедший около пяти месяцев назад, когда активизировались российские производители дисков DVD. С тех пор прирост в количестве фильмов для 5-й зоны составляет 50-60 штук ежемесячно против прежних 30-35. (Прогресс особенно впечатляет, если знаешь, что на Amazon.com представлено 23 тысячи наименований фильмов на DVD и VHS.) Кстати, выпуск картин, давно ставших классическими (например, «Крестный отец», «Однажды в Америке»), или видеоконцертов популярнейших групп (Scorpions, Kiss и др.) для 5-й зоны остается под большим вопросом. Иногда после выхода первого тиража права на фильм не удается продлить. Так произошло с «Меж ангелом и бесом», первая партия которого в 3000 штук разлетелась быстро. Неприятный парадокс, в частности, для Sony в том, что популярность дисков 1-й зоны в первую очередь негативно отражается на самой корпорации. Ведь Sony не только поставщик DVD-плейеров, она еще владеет кинокомпанией Columbia Tristar. По словам Ольги Нечаевой, координатора Sony Pictures Entertainment в России, рынок дисков 1-й зоны отбирает у них 50% продаж. Кстати, опрос, проведенный в прошлом году на сайте www.video.ru, показал, что большинство владельцев домашних кинотеатров предпочитают покупать диски разных зон или мультизонные (см. врезку «Интернет-исследование dvd-рынка в России»). Выбирая DVD-плейер, люди в первую очередь интересуются его мультизонностью, - признаются торговцы DVD-аппаратурой. - И если вы хотите что-то продать, этого нельзя не учитывать. Представитель одного из крупнейших торговых видеоцентров, беседуя с нами, был искренен (правда, попросил не называть его имени): «Плейер любого производителя приводится в состояние мультизонного путем взлома, а чаще - нажатием трех кнопок на пульте. Если плейер невозможно сделать мультизонным, он просто не появится в России. «Взламывают» плейеры обычно в сервис-центрах, включая авторизованные центры Sony. Эта операция стоит около 30 долларов. В крайнем случае, любой продавец подскажет вам, где это можно сделать, а то и предложит свои услуги. Мы продаем мультизонные плейеры неофициально, хотя производители не особо следят за этим. Кинокомпании - вот те следят, но ни о каких разборках я не слышал». Мультизонные DVD-проигрыватели продают и в «М.Видео», и в «Техносиле», и в «Партии», и тем более на «Горбушке» 2. И хотя в Sony утверждают, что «расшитый» проигрыватель автоматически лишается гарантийного обслуживания, на практике действует другая схема. Если вы по какой-то причине купили модель 5-й зоны, то всегда сможете договориться с мастером сервис-центра о ее «расшивке» с сохранением бесплатного ремонта. «Там и взлома как такового не требуется, - говорит Павел Рыженков, ассистент менеджера по маркетингу компании Pioneer в России. - Авторизованные центры, например «М.Видео» (официальный дилер Sony. - А.К.), просто перепаивают кое-какие элементы, содержащие код зоны, делая плейеры мультизонными и в таком виде поставляя их в магазин. Все страны, кроме России, законопослушны, и всем понятно, что немультизонные проигрыватели здесь продаваться не будут, поэтому и закрывают на это глаза. Может быть, DVD-консорциум и начнет разбирательство по факту обращения фирмы: вот, дескать, наши интересы ущемлены. Но ни одна фирма этого делать не будет». Своеобразность ситуации для Sony в том, что ей нужно и аппараты продавать - то есть учитывать желания потребителя, и от своих фильмов получать максимальный доход - а значит, сохранять региональное кодирование. Игорь Финогеев, поначалу отказывавшийся от комментариев, позже все-таки сказал: «Производители DVD-плейеров, естественно, заинтересованы в мультизонности, покуда она будет сохраняться. Руководство корпорации Sony в курсе того, что творится в России и с дисками, и с плейерами, но ничего не предпринимает. На российский рынок мы поставляем только 5-ю зону. Остальное, в том числе мультизонность, - проблемы дилеров. Кстати, с августа прошлого года стали выпускать диски с особенной технологией защиты, которая сама определяет, что плейер мультизонный, и не воспроизводит изображение» 3. Интернет-исследование dvd-рынка в россии Особенность опроса в том, что он проводился на сайте, посвященном видео. А значит, круг респондентов ограничен теми, кто постоянно пользуются Интернетом и ищут информацию по видео и кино, то есть он недостаточно репрезентативен. Предлагаем вам статистику ответов на наиболее интересные вопросы. Итак, опрошено 1513 человек. Возраст? до 18 лет (8%); от 19 до 24 лет — 31, 2%; от 25 до 35 лет — 47,5%; от 35 до 54 лет — 13,1%. Пол? Мужчин — 93,6%; Женщин — 6,4%. На чем вы проигрываете DVD-диски? на компьютере — 49,8%; на DVD-плейере — 34,5%; использую и то и другое — 15,7%. Предпочитаемая марка DVD-плейеров? Pioneer — 21,8%; Sony — 16,0%; Panasonic — 12,3%; Toshiba — 7,1%; Philips — 5,4%; Другие — 37,4%. Какие диски вы обычно покупаете? мультизонные — 85,5%; только 5-й зоны — 8,9%; только 1-й зоны — 5,2%. Сколько у вас дисков? меньше 5 — 56, 6%; от 5 до 10 — 20%; от 10 до 15 — 8,9%; больше 15 — 14,3%. Где покупаете диски? в специализированных магазинах — 50,1%; на рынке — 28,4%; в Интернете — 21,4%. Данные предоставлены Sony Picture _______________________________________ 1- C начала декабря прошлого года заводом получены и установлены SID CODE IFPI RF95, IFPI LBR 07. Это коды, которые устанавливаются на зеркалах, четко показывают, на каком заводе была произведена продукция. Также за их установку компании-родоначальники DVD-формата получают выплаты (лицензионные «роялти»). Заводы, которые это не делают в принципе, нарушают их права. 2- На «Горбушке», как показывает практика, надо быть осторожным, покупая «расшитый» DVD-плейер. Например, в минувшем декабре Евгению Козловскому дважды доставался «мультизонный» аппарат, показывавший диски только 5-й зоны. И лишь на третий раз наш главред вытащил джокера. 3 - На «Горбушке» одно решение этой проблемы уже нашли. Для прохождения теста на соответствие зон диска и плеера советуют использовать «правильный» (т.е. с соответствующей зоной) диск. После того, как вставленный вами диск инициализировался и на экране появился текст с неким «профилактическим» предупреждением ФБР, у вас в запасе будет несколько секунд идущей заставки, во время которых надо успеть быстро поменять диск в дисководе (не прибегая к кнопке stop, сразу нажать на eject). Как говорят очевидцы, нужный эффект достигается, и ваш диск плеером воспринимается как «родной». По законам джунглей На самом деле, никакого закона ни продавцы мультизонной аппаратуры, ни продавцы дисков 1-й зоны, ни, разумеется, клиенты не нарушают. Ольга Нечаева поясняет: «Мы не можем предъявить претензий к продавцам дисков 1-й зоны или мультизонных аппаратов - нет у нас такого права. И поэтому мы не можем изменить ситуацию, связанную с распространенностью мультизонных плейеров: дилеры сами их «чипуют». В Европе, кстати, и во всем мире происходит то же самое». Действительно. Александр Слуцкий, начальник отдела по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации Управления «Р» г. Москвы подтверждает, что во взломе зонального кода нет ничего противозаконного. Во всяком случае, ни одного дела по заявлению правообладателя, чьи интересы ущемлены, заведено не было. Как он говорит: «Ни к статье 146 («о незаконном использовании объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоении авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб…»), ни к статье 272 («о неправомерном доступе к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе… если это деяние повлекло… модификацию информации») в данном случае апеллировать нельзя». На «Горбушке» диски 1-й зоны продают немногие. На вопрос, почему их так мало, вам, не вдаваясь в подробности, скорее всего ответят, что их продажа запрещена. Однако продавец либо не знает истинного положения дел, либо просто лукавит. Те, кто торгует 1-й зоной, считают себя чуть ли не преступниками, отказываются говорить на эту тему, а при виде фотокамеры ведут себя агрессивно. (Буквально на днях, за попытку сделать снимок торгового лотка на «Горбушке» мгновенно подбежавшие охранники едва не выдворили меня в компании с Евгением Козловским из торгового центра.) Один из продавцов, тем не менее, поделился с нами следующим: «То, что предписывает закон, здесь учитывается в последнюю очередь. В 1-й зоне фильм появляется в ноябре, а в 5-й только в апреле. Поэтому, когда вышел «Патриот» 1-й зоны, в первый же день продаж у меня ушло 25 дисков (это много). Естественно, это не нравится тем, кто готовит эти диски для продажи в России. Случаются разборки. Мериться половыми органами с этими людьми мне, например, не хочется. Приходится «отстегивать» некую сумму. Зачем мне все это надо? А затем, что русские диски раскупаются плохо. И DVD в 1-й зоне выпущено 6000 штук, включая кино, музыку, спортивные программы и порно, а в 5-й - 700». Киноиндустрия, как заинтересованная сторона, занимается пропагандой регионального кодирования DVD, переходящей порой в агрессивные формы, а продавцы аппаратуры предпочитают помалкивать о своих правах (которые позволяют им продавать все, что не запрещает закон), ожидая дальнейшего хода событий. С другой стороны, по словам Романа Лебедева (DVD Alliance), «ограничения по зонам остались практически только на высокобюджетные фильмы. В музыкальных произведениях на DVD таких ограничений почти нет. Некоторые западные компании продают нашим уже отпечатанные диски, а наши только печатают обложку со своим логотипом. Эти диски производятся мультизонными. В отличие от зарубежных, российские правообладатели рекомендуют производителям дисков делать авторинг для всех зон. Это связано с тем, что на Западе очень хорошо покупают старые советские фильмы». Видео для развлечения Собственно, в том, что Sony сохраняет нейтралитет в 5-й зоне, нет ничего зазорного. Рынок здесь обладает удивительным свойством самоорганизации, включающей некую «произвольную» стадию, в которой каждый делает что вздумается, очевидно, с целью заработать средства на бизнес «с человеческим лицом». И влиять на это иногда бессмысленно. «Самый веселый выпуск, который я видел на DVD, - «Старые песни о главном-2», - делится впечатлениями Дмитрий, продавец DVD-техники на Пражском рынке. - Он достоин приза за самый худший звук и самую худшую картинку! Качество изображения раз в десять хуже, чем на видео. Снимали, видимо, с пленки, и задержка звука была секунды две-три». На самом деле, процесс покупки диска 5-й зоны или мультизонного носит почти сакральный характер, поскольку ничего кроме интуиции здесь не поможет. Отличить фирменный диск от нелегального по внешним признакам бывает невозможно, тем более если производитель сего и цену укажет близкую к $25-28. Не исключено, что вам достанется диск сомнительного происхождения. На нем, к примеру, может не оказаться меню и возможности интерактивного монтажа («Люди в черном», правообладатель «Видеосервис»); или 60-минутного куска, составляющего добрую треть в оригинале («Терминатор-2», правообладатель Twister); могут быть обрезаны края в широкоформатной картине («Калигула», Video DVD) и т. д. Вряд ли компании, обладающие правами на эти фильмы на территории России, обрадуются, что под их маркой выходит не лучшего качества продукт. Очевидных причин такого «вольного» качества дисков может быть две: а) продукт «пиратский» (причем фильм мог быть попросту «снят» с исходника, минуя стадию мастеринга, когда формируется содержание диска и его основные параметры, либо - что еще хуже - перед вами DVD-копия с VHS-ленты); б) официальные производители поскупились на расходы, нужные для сохранения качества фильма, к примеру, на спецаппаратуру для концертной записи. Или вместо двухслойного диска запустили однослойный (первый дороже второго на 50 центов, что в трехтысячном тираже экономит как минимум 1,5 тыс. долларов), в результате чего фильм стал заметно короче. Хорошо осведомленный о стиле работы пиратских студий, торговец Дмитрий утверждает, что обычно они обладают высококачественной и дорогой аппаратурой: «Плохое качество их дисков, скорее, из-за того, что люди хотят получить прибыль при наименьших затратах. Не тратя времени на отладку многоканального звука, ремастеринг, шлифовку и дубляж, они стремятся побыстрее выбросить товар на рынок. Обычно тиражирование нового диска занимает сутки-двое». Продавцы более критичны к качеству фильмов, считает Дмитрий, у которого обширные знакомства среди торговцев «левыми» дисками: «Сначала берут один диск, смотрят, оценивают, довольно часто «разворачивают», поскольку бывает много брака, особенно в партиях, которые идут из Китая, с Украины по 5-10 долларов за диск. Взять хотя бы «Звездные войны. Эпизод-1» - снимали прямо с экрана, какое уж там качество… Но ведь клиенты не дураки, хоть и покупают по такой цене». Незадолго до выхода на киноэкраны долгожданного «Властелина колец» в продаже появились копии фильма в формате VHS и DiVX, а спустя неделю-полторы после премьеры - и диски DVD. 90 шансов из 100 за то, что на диске ленточная копия, тем более что официальный релиз поступит в продажу лишь осенью. В бой идут одни старики 5 февраля нашу страну посетил Джон Бонет, вице-президент по безопасности MPA (международной организации, представляющей права крупнейших кинокомпаний мира). В ходе визита его сопровождали представители РАПО, одним из учредителей которой является МРА. Бонет побывал на трех заводах - Repli Master, Roff Technologies и «Русобит-софт». В основном его интересовали возможности заводов с точки зрения обеспечения мер безопасности и защиты от пиратства. И внешним впечатлением он остался доволен (с заводами была договоренность о предстоящем визите). 18 марта в Москву прибудут еще двое вице-президентов МРА. По некоторым сведениям, их приезд связан с планами двух кинокомпаний разместить крупный заказ на одном из российских заводов. Возможный объем заказа - 0,5 млн. DVD-дисков ежемесячно. Если это так, то конкурентами в получении этого заказа фактически могут оказаться три вышеупомянутых завода (и рекомендации Джона Бонета в таком случае будут учитываться в первую очередь). Причем два из них - Roff (находится в Одинцово под Москвой) и «Русобит-софт» (Москва), по словам Константина Земченкова, директора РАПО, все еще не работают официально: на Roff наладка оборудования завершена, осталось установить коды на зеркалах; на «Русобите» процесс наладки, продолжающийся уже несколько месяцев, до сих пор не закончен, что весьма странно. Как рассказал нам заместитель директора Repli Master Сергей Кузнецов, оборудование для выпуска DVD-дисков устанавливается быстро. Специалистам, которых приглашают из-за границы, хватает двух недель, чтобы запустить линию. По словам Кузнецова, инженер, производивший в августе наладку производственной линии на Repli Master, упоминал об аналогичной процедуре, проделанной им неделей раньше на заводе «Русобит». Точных данных о том, сколько заводов на территории России изготавливают DVD, нет. Директор РАПО назвал пять: три вышеупомянутых плюс Disk Art (Москва) и Golden group (Зеленоград). Первый должен был получить лицензию в феврале, но помешали некоторые формальности. О втором информации очень мало. У РАПО имеются также сведения о том, что в России действуют еще несколько заводов, которые себя пока никак не афишируют. «Это чудовищно - одна линия может выпускать до 400 тысяч дисков в месяц. Пять заводов - до 2 миллионов дисков в месяц. А реальные заказы в России пока не превышают 100-120 тысяч. Но линии же не могут стоять - на что будет расходоваться их мощность? Вполне возможно, что на левую продукцию, пиратскую, потенциально опасную для Европы и других регионов», - говорит Константин Земченков. Сегодня официально в России производят DVD-диски для 5-й зоны или мультизонные 13 фирм. Тираж около 2 тысяч дисков для одного фильма под силу поднять только крупной компании, мелкие делают по 500-1000 штук, особенно если не уверены, что фильм будет пользоваться спросом. Часто можно слышать весьма скептическую оценку рынка: тиражи не расходятся, покупателей мало. Большинство фирм, работающих в этом секторе, пока просто пытаются застолбить место на будущее. Однако черный рынок DVD-дисков ширится, и правообладатели за этим пристально следят. По словам Ольги Нечаевой (Sony Pictures), еще два года назад рынок был в состоянии правового вакуума: «Нет правообладателя - некому и в суд подать на производителей-нелегалов. Наши первые фильмы в России появились в 1998 году. Мы были здесь единственными из мэйджоров (семь крупнейших кинокомпаний мира, включая Warner, Disney, 20 Century Fox, Paramount и др). Пока других «пиратили», мы не чувствовали ущерба и жили спокойно. Но сейчас ситуация изменилась. Крупные компании стали представлять в России свои права. И проблема пиратства стала общей». Почин благородный, но пыл не велик, как говорится. «Сложно с этим бороться: можно пару раз сделать показательное расследование, но постоянно отслеживать видеопиратство в России невозможно, - говорит Дмитрий, продавец видеотехники. - Одних прикроют, возникают новые. Даже солидные фирмы при наличии собственных спецслужб перестают бороться с пиратами, хотя и страдают от недополученной прибыли». Надежды на появление рынка дешевых дисков подогревают потребительский интерес к DVD. И хотя в последнее время поток пиратских дисков резко возрос, планка ниже 500 рублей опускается редко. На «Горбушке» сегодня можно найти фильмы по цене от 500 до 900 рублей. Бывает и меньше, хотя явно пиратские цены - 300-350 рублей - с большей вероятностью можно встретить в Интернете. На сайте вроде pchelk.wallst.ru/dvd.htm, например, «Властелина колец» предлагают за 12 долларов. Некоторые продавцы рекламируют свой товар с помощью спама. Так, «Компьютерра» оказалась включена в одну такую рассылку, инициатор которой предлагал мультизонные диски по 350 рублей с бесплатной доставкой по Москве. «Выбор более 400 фильмов включая новинки: «Властелин колец», «Одиннадцать друзей Оушена» и др., много мультфильмов («Шрек», «Атлантида»…) и музыки». Некоторые специалисты полагают, что пиратство способно сыграть роль катализатора для развития рынка. «Пираты нам помогают - они продвигают рынок», - говорит Сергей Кузнецов. Что поделать - сильны традиции отечественного видеорынка. Так что напрасно DVD-форум поместил Россию в одну зону с Африкой. Вряд ли Африка способна тягаться с нами в пиратстве, не говоря уж о балете.
|